?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Легкая летняя прогулка
snowman_pro
По берегу Белого моря



Почти перед последним месяцем лета я уже было собрался прокатиться в среднюю полосу на машине, но тут товарищи сказали, что по погоде есть вариант сгонять на побережье Белого моря на самом севере Карелии. Мы ровно год назад уже посетили тамошние места - пролетели по югу нашей области с посещением Беломорской биологической станции имени Н.А.Перцова биофака МГУ имени М.В. Ломоносова (ББС). Так вот, как обычно, наш главный организатор и разведал, что, оказывается, в устье губы Чупа у мыса Картеш тоже есть биологическая станция. Опять же: острова, заливы, лето... Чего же не прокатиться? У меня была только одна загвоздка - я же собрался уезжать на "юга" :)) Выход, правда, нашелся быстро - машина большая, покидал необходимые вещи и оборудование в багажник и был готов к экспедиции. В назначенную ночь, как обычно, встретились на "базе" - в гараже у пилота перед выездом.


Дальше всё было привычно: наши сотоварищи не собрались накануне, проспали и так далее (устал уже возмущаться по этому поводу). В итоге выехали гораздо позже задуманного. Так что красивое утреннее тёплое освещение с туманами по логам, озёрам и низинкам мы "благополучно" прозевали. Справедливости ради нужно добавить, что для старта мы намечали футбольное поле в посёлке Чупа (запасной вариант в виде расчищенной поляны в лесу был ещё возле автостоянки неподалёку) - так намного ближе был путь к цели. Приехав на поле мы увидели, что оно полностью нас устроило бы (футбольные ворота даже не мешали), но, обвешанное по периметру всякими-разными проводами, полностью выпало из возможного места старта по причинам безопасности. Полянка, которую мы видели в лесу, тоже нам не подошла - своими размерами. В итоге нам пришлось возвращаться на старое и проверенное место - в заброшенный карьер возле Тэдино (с него как раз мы и летали на ББС). Конечно, это прилично увеличило маршрут по протяженности. На этих метаниях мы потеряли ещё массу времени и взлетать пришлось уже почти в самое пекло, что было не совсем хорошо по воздушным условиям.


Тем не менее, взлетели и направились к цели, пролетая многочисленные болотца.


Автостоянка возле отворотки на Тэдино. Классное место, постоянно по пути туда с парнями заезжали отобедать.


На дворе ясный день, кругом висит сизая дымка. А как красиво было поутру...


Попытался сфотографировать какой-то полустанок на большом увеличении - снимок годится только для информации, никакого "художества".


Где-то в лесу увидели пожар. Прошедшим летом и полуострову очень сильно досталось от огня.


Просто над лесом лететь было не очень интересно, поэтому держались ближе к трассе.


Вдали уже показалась Чупа, осталось только форсировать озеро перед посёлком.


Утром сюда уже заезжали, а теперь осматривали окрестности с воздуха. Название посёлка происходит от карельского "чууппу" - угол, тупик. В общем, почти так и есть - он расположен на берегу Чупа-губы, правда по лесу вдоль берега ещё можно пробиться чуть дальше. Вообще, старинный поморский Чупинский погост впервые упоминается в 1574 году в письменах Соловецкого монастыря (куда он только не протянул "сети" своего влияния), тогда в нём насчитывалось 7 дворов с населением 10 человек. Век спустя Чупа стала центром российского слюдяного промысла - это самые старые в России разработки слюды-мусковита. Здесь также находится месторождение беломорита - "лунного камня" (шикарный камень, особенно полированный) - кто бы показал точное место расположения :)).


Церковь проповедника Варлаама Керетского cгорела в 2010 году, сохранилась только деревянная колокольня. Новая церковь из красного кирпича строится с 2016 года. Для такого небольшого посёлка очень прилично (хотя, учитывая, что кроме веры и "скреп" больше предложить нечего...). Да, нашел тут такую интересную информацию: 18 ноября 2006 года в прямом телеэфире, Глава Республики Карелия объявил посёлок экономически бесперспективным и посоветовал жителям покидать родные дома. В ответ жители посёлка пригрозили выходом городского поселения из состава Республики Карелия и присоединением его к Мурманской области :)) Наш местный "Крым"?


...


Район одноэтажной Карелии.


Квартал пятиэтажек тоже присутствует.


Полетели вдоль берега губы, разглядывая всё вокруг. Местный причал.


Яхта в заливе. Называется "Акуна Матата", между прочим. В переводе с языка суахили буквально значит "беззаботная жизнь" - ни больше, ни меньше. А говорят - бесперспективный посёлок :)) Конечно, возможно, что это заезжие гости и туристы - мы их по берегам много насчитали. Место ведь действительно очень красивое (ну, если не учитывать развалины бывших рудников по лесу и сопкам. Сама губа нам очень понравилась. Уж не знаю, как тут зимой, но летом - благодать.


Безусловно, попадаются и очень ветхие постройки. Но и новые возводятся.


Вот, кстати, и стадион сверху посмотрели. Всё ничего, но провода кругом. Такой плацдарм пропал, эх...


Площадка для роликов, скейтов и т.п. Вот, кто-то ноет про бесперспективность, а кто-то делает.


...


Ещё раз издалека посмотрели на колокольню и строящуюся церковь.


Заглянули на местный рынок и полетели дальше.


Через "пригород" посёлка решили пройти над лесом прямо к Малиновой Варакке - когда-то там добывалась листовая слюда. Поселок Малиновая Варакка был образован в 1920-х годах прошлого века, поселение основали при руднике как шахтерский поселок. В 1930 годах здесь обнаружили большое месторождение слюды, которое активно разрабатывали. Сейчас вся добыча полезных ископаемых приостановлена, а шахты закрыты.


По дороге к поселению заметили несколько мест с отвалами и остатками промышленных сооружений.


...


К самому посёлку, правда, решили не лететь (может, и зря) - свернули к воде, прямо к Нижней Пулонге.


На берегу было на что посмотреть: и старые, по виду так и не сошедшие со стапелей судна...


...И новые современные катера и яхты.


Неожиданно под нами прямо увидел почти у воды лабиринт. Толком рассмотреть его не удалось, сфотографировать успел криво - он уже под "телегой" проплывал. Вот уж не знаю, настоящий он, древний вавилон или сооруженный уже в наше время вездесущими туристами и отдыхающими. Уж кого, а их по берегам было порядочно и в палатках, и на машинах, и на плавсредствах всяких разных.


...


...


Сопровождаемые чайками мы продолжали лететь вдоль губы к Белому морю.


Так, вот уже и Белое море показалось. Теперь нужно было среди множества мелких бухточек и заливов попытаться отыскать ту самую биологическую станцию. Остров Олений мы уже давно минули, так что база должна была показаться с минуты на минуту. Да, полное название станции звучит как "Беломорская биологическая станция "Картеш" Зоологического института Российской Академии Наук".
Вот, всё-таки, в такую погоду снимать что-нибудь вдалеке - неблагодарное занятие. Никакой фотошоп (прости, Господи) не спасал от сизой дымки плавящегося на жаре воздуха. Только когда подбирались уже в упор, появлялись хоть какие-то краски.


...


Ага, мыс Картеш показался. Значит, в лесу домики и на побережье как раз и есть искомое место.


Так понимаю, что это как-то связано с научными исследованиями, а не с банальным браконьерством :))


Ну, хорошо, пришла пора ложиться на вираж и заходить на базу. Как и положено - со стороны солнца :))


Обошли стороной колоритную скалу на самом мысе Картеш...


...И вот она - ББС "Картеш", спрятавшаяся в глубине бухточки.


...


Кораблик. Похоже, заглавный (самый большой, во всяком случае в представленной флотилии).


...


Судя по всему, работа по подготовке к зимнему сезону кипит. Тут ещё и между деревьями домики раскиданы (всё "запротоколировано", только места в журнале маловато). Сначала хотел про базу написать что-либо, посмотрел в интернете информацию. Но, на самом деле, чего выдумывать: на сайте самой базы "Картеш" есть все данные. Да и у нашей знакомой Александры Горяшко очень хорошо про базу написано тут: http://www.littorina.info/kartesh/statia.html (да и не только про неё).
Так что писать ничего не буду, а ссылки я вам привёл. Впрочем, и крутиться вокруг базы мы долго не стали, а отправились дальше по маршруту.


Белое море... Ещё раз убедились, что оно белое.


Но в море мы не стали заходить, а повернули на юг вдоль берега - решили посетить остров Средний с находившимся там когда-то лесозаводом. Остров находится прямо у входа в устье реки Кереть. Самое интересное, что остров сам по себе совсем небольшой, какой там может быть лесозавод? Так вот, оказывается, что в конце XIX века на острове был основан лесопильный завод (торговый дом "Братья Савины"). В 1918 году завод Савиных был национализирован и действовал до конца 1960-х годов и был закрыт в связи с истощением окрестной лесосырьевой базы.


...


Остатки былой роскоши.


Действительно, судя по всему древесины тут раньше было много. Дежавю у меня - посёлок Лесозаводский.


Теперь тут совсем мало домов и людей, соответственно, тоже.


...


...


Однако же, как ни странно, в интернете пишется о расположенных на острове Среднем других баз: биологической станции Санкт-Петербургского государственного университета и морской биологической станции Казанского университета. Не могу сказать, насколько информация ещё актуальна, но то, что остров отнюдь не заброшен - это мы видели своими глазами. Вообще, по природным условиям, по погоде, разнообразию морских обитателей, удалённости от цивилизации (хоть и вполне доступной) места тут удивительно благоприятные, в чём мы и сами убедились, и публикации в интернете это подтверждают.


...


Не знаю, может, мы просто попали в такое время года и к тому же в очень яркий и солнечный день, но всё вокруг было просто потрясающей красоты. Синяя морская вода, свежий воздух, зелёное полотно леса и поляны цветов... Идиллия просто для учёных. Как там Штирлиц говорил: "...Дать ему хороший паёк и эвакуировать в горы, там, где сейчас цвет нашей науки. Пусть работает... Когда будет много хлеба с маслом, хороший домик в горах в сосновом лесу..." :))


Конечно, попадались и такие артефакты на берегу.


Однако и "живые" экспонаты тоже встречались.


Вид с другой стороны острова.


...


Снова окинули взглядом остров и двинулись дальше (вернее, повернули в обратную сторону но по другой нитке маршрута).


А что у нас было на очереди? Так само поселение Кереть на берегу устья одноименной реки. Это, как оказалось, вообще древнее место. Открыл Википедию и ахнул: возникновение Керети относят к концу XV - началу XVI веков. Здесь проходил торговый путь из Поморья в Швецию. В те времена важнейшим промыслом было солеварение: прикиньте, по данным писцовых книг, в 1563 году в Керети работало 44 соляные варницы. К этому году в Керетской волости было 60 крестьянских дворов с населением около 570 человек, 8 мельниц и один торговый амбар. Также заметное место занимала добыча слюды-мусковита. Добывался и жемчуг в незначительных количествах.
Вообще, поселению тогда доставалось от набегов скандинавов не раз. Да и позже англосаксы разоряли и жгли поселение...
По данным переписи 1959 года Кереть имела статус посёлка городского типа и население 1085 человек (!).
Очень оказалась богатая история у пришедшего сейчас в упадок посёлка.
Вот, почитал массу информации про насыщенную и долгую жизнь этого места... Туда бы на лето да с металлоискателем... Или просто с лопатой. Ну ведь наверняка какие-нибудь артефакты ждут своего археолога :))


...


Есть тут вполне добротные дома. И люди гуляют по побережью реки.


Ещё стоят совсем уж ветхие постройки, а от некоторых остались едва заметные холмики.


...


Река Кереть почти у своего устья. Говорят, что река пользуется популярностью у туристов-водников, приезжающих для сплавов по ней из разных городов России. Да и рыбы тут всякой хватает. Река довольно длинная, около 80 км. Вытекает из озера Кереть, потом пересекает нашу трассу Кола и заканчивает свой путь в Кандалакшском заливе Белого моря.


Если правильно понял, то это часовня Георгия Победоносца. Действующая.


Опять сетями перегорожена река, садки стоят.


Развернулись в обратную сторону, нашли в небе нашего попутчика, убедились, что всё в порядке. Хорошо тут, очень понравилось.


Наш путь дальше лежал мимо каких-то затопленных то ли провалов, то ли карьеров (на картах не нашел сведений).


Чтобы попасть обратно к Чупе мы снова вылетели к заливу с таким же названием. Только уже к южной его стороне - тут есть ещё одно обжитое местечко под названием посёлок Чкаловский. Судя по названию - он достаточно молодой. Действительно, он был основан всего лишь в 1929 году как рудник по добыче пегматита для керамической промышленности, слюды, а также поделочного камня. Сейчас всё это закрыто и законсервировано (точно, значит, как раз все "дыры" в лесу, которые мы видели и были рукотворными). Сейчас в посёлке, в основном, туристы и отдыхающие пенсионеры.
Кстати, название посёлку дано в 1939 году в честь знаменитого советского летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова, который, по местной легенде, совершая свой знаменитый перелёт из СССР в США через Северный полюс, поприветствовал жителей посёлка, совершив вираж. Мы, кстати, тоже это сделали :)) Я имею в виду вираж, но не перелёт (ну, это пока).


...


Местные "титаники".


...


Вроде как тут где-то даже есть свой дайвинг-центр.


От былого величия, если можно так сказать про небольшое изначально поселение, осталось мало чего.


...


В целом же, конечно, видно, что большей частью посёлок покинут.


Мы его тоже покинули и вышли прямо на фарватер Чупа-губы Белого моря.


Заметили снова садки на поверхности воды. Явно не пустые - мужчина занимался кормёжкой рыбы.


Шикарное место для дачи, вон и "яхта" даже стоит :))


...


Летели мы, летели и прилетели опять в Чупу.


...


Мудрить особо не стали и снова прошлись берегом залива вдоль посёлка.


...


Порт :))


...


Вдоль реки на берегу стоят лодочные гаражи, уже изрядно потрёпанные жизнью.


Ещё раз осмотрели колокольню.


Из-за того, что берег очень пологий, во время отлива вода уходит очень далеко.


Устье реки Плавежма, которая впадает в Чупа-губу Белого моря рядом с посёлком Чупа.


А вот ещё одна Чупа. Только на этот раз - железнодорожная станция.


Вот мы и вышли на финишную прямую нашего маршрута.


Правда, по пути обратно завернули в Тэдино, где прошлым летом банально забыли полетать.


Мы тогда останавливались в селе на ночёвку, чтобы рано утром наведаться на Беломорскую биологическую станцию МГУ имени М.В. Ломоносова и заодно попетлять по заливам Белого моря (отчёт тут есть, конечно). В село мы приехали глухой (но не тёмной) августовской ночью, пока обустроились и поужинали, пока посмотрели на первое в сезоне полярное сияние уже и утро наступило. Мы тогда очень быстро собрались и погнали путешествовать. Впечатлений было так много, что, возвращаясь обратно на "взлётную полосу", мы, хоть и договаривались, совсем про Тэдино забыли. Теперь решили восполнить пробел.


Тэдино. Посёлок расположен на севере Карелии почти у границы с Мурманской областью на восточном берегу озера Дядино, в считанных километрах от железнодорожной станции Полярный Круг на линии Санкт-Петербург - Мурманск, в 1,5 км от автотрассы "Кола" (чуть севернее как раз и стоит то самое придорожное заведение).
Теперь это, как нам показалось, просто дачный посёлок в весьма красивом месте: озеро, лес. Трасса совсем рядом.


Когда-то тоже какое-то хозяйство было и тут.


Как пишут "интернеты", давным-давно здешнее слюдовараккское месторождение мусковита было известно ещё с XVI века. И заявочные столбы, датированные 1916 годом, свидетельствовали об интересе к пегматитовым жилам, возникшем при строительстве Октябрьской (тогда ещё Мурманской) железной дороги. Теперь же неподалёку добывают декоративный камень, мы этот карьер пролетали в прошлом году. А этим летом я туда заезжал (всё равно мимо ехал, а там от трассы всего километр в сторону). Походил, пообщался с рабочими. В отличие от нашего камня (которым облицован Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге) и который добывали "обычным" горным способом, тут ставят движок со жгутом (канатом) с алмазным абразивом, подводят воду и... гоняют чаи, пока система распиливает скалу на ровные кубы практически без отходов. Скромно и со вкусом.


Вот мы и прилетели. Оставалось только зайти на посадку. Зайти, конечно, мы зашли, но, повторюсь, что летали мы в самый разгар дня - термические потоки бесновались вокруг нас, воздушные пузыри попадались по пути то там, то сям. Короче, сесть нам удалось, но проскакали мы по дну карьера знатно, даже оси колёс погнули. Это, конечно, было нечто. Опять пришлось ругаться на наших вечных копуш, из-за которых мы постоянно опаздываем. Ну, да ладно. Обменялись впечатлениями, перекусили и разъехались: парни поспешили домой на север, а я, как обычно (когда езжу один), воткнул флешку с AC/DC, Deep Purple, Nazareth и дальше по списку, повернул на юг и поехал завершать ставший таким энергичным и разнообразным отпуск.


Да, трек: казалось, что всё прошло быстро, однако в воздухе мы висели 3 часа и за это время пролетели аж 160 км.



  • 1
Очень интересно на эти места сверху посмотреть. Ездили там на машине: и в Чупу, и в Чкаловский заезжали. По поводу беломорита - слышала, что и в Чупе был карьер, но мы его так и не нашли. А вот где мы в карьерах поковырялись и вполне приличные куски беломорита находили - это поселок Хетоламбина. Правда, это было 11 лет назад. Не знаю, что там сейчас. Говорили, что и где-то дальше Хетоламбины карьеры были - мы проверять не поехали. А вот по дороге на Чкаловский, сразу за пос.Плотина - заброшенные карьеры с кварцем. Какой мы там розовый кварц находили!

Здорово! Столько всего интересного. Эх, боюсь, что никакого времени не хватит на всё.

Кереть с высоты очень красивая

Да не то слово! Хотя, понятно, что и погода внесла свои коррективы (вот у вас путешествие тоже классное было, но, на мой взгляд, чуть бы солнышка больше и вообще сказка бы была).

Edited at 2018-11-15 05:38 pm (UTC)

Вы посмотрите сразу весь список биостанций, чтоб сюрпризов не было)) - http://www.littorina.info/spisok.htm
Или вот так - http://www.littorina.info/karta.html - более наглядно, хоть и менее подробно

Так мы же не с наскока, заранее смотрим информацию по местам планируемых экспедиций. Это ж литературный приём :))

Спасибо, с удовольствием посмотрел на места своей научной молодости. Работал там школьником, студентом, молодым ученым. (Картеш, Средний, Кереть).

Школьником (1966) застал еще иностранные лесовозы около острова и хороший ассортимент в магазине Керети,
студентом (1971) перевозил новые жилые дома с острова на Картеш, а в Керети уже можно было купить только тушенку, водку и соль.
В середине 70х несколько сезонов проработал на самой Керети, тогда село уже обезлюдело, а мои однокурсники организовывли биостанцию на о. Средний.

Вот ведь как бывает. Нам очень лестно доставить приятные (очень надеюсь) воспоминания о прошедших там годах. А вообще, вот так если не интересоваться такими местами, то кажется, стояло себе село и стояло. А у той же Керети вон какая история замечательная.

В Тэдино прекрасное кафе, просто изумительное. Даже была мысли, когда в Паанаярви ездили туда крюк от перекрестка на Лоухи/Пяозерский дать :))

Как всегда великолепные пейзажи, микстура для глаз :)

На берегу Керети доводилось останавливаться с палаткой, но настоящая красота там, конечно, открывается с воздуха или воды.

В кафе выпечка с местными ягодами - уезжать не хочется :))
В Керети даже побродить по цветущему иван-чаю будет волшебно, как мне кажется.
А вообще: когда к нам? :))

объявил посёлок экономически бесперспективным и посоветовал жителям покидать родные дома.
сейчас ситуация радикально изменилась- по местным меркам, Чупа- достаточно зажиточный посёлок с весьма приличным бюджетом.

Туда бы на лето да с металлоискателем... Или просто с лопатой. Ну ведь наверняка какие-нибудь артефакты ждут своего археолога :))
не стоит- "всё уже украдено откопано до вас".)

По первому пункту - очень рад, по второму - не очень :))

Корабль в Пулонге - это макет для какого-то праздника, он давно стоит, я его видел в 2000 году.

Про Варакку говорили, что там не только слюда.
А остров в средней части залива - там вроде кварца очень много.

Сети на входе в р. Кереть - это туда рыбу не пускают, по крайней мере так говорили местные, вроде занесли какую-то заразу и теперь ждут, когда она сама выведется по причине отсутствия носителей. Или просто не хотят, чтобы на Керети нерестилось что-то.

Кстати, порог Морской в устье Керети - практически водопад, там то ли 12 то ли 15 м. падения на 1 км примерно. Судя по фото - вода очень низкая, в таком виде его не пройдешь. Когда вода повыше - я два раза его проходил, ощущений масса.

С кораблем теперь всё ясно :)) Про Варакку тоже читал нечто подобное, только сверху было не очень понятно, где всё это добро искать.
По воде этим летом заметили спад уровней по всему полуострову. Вроде и не сильно "Сахара" была по погоде. Видимо, сказалось отсутствие дождей (пожаров, действительно, много было).

Помнится в свою последнюю поездку, я возле этого поворота на Чупу на своём крузаке чуть не обсох совсем. На последних каплях до заправки дотянул.

Давно это было? Сейчас с заправками проблем нет, а раньше с канистрами на крышах по Карелии ездили.

  • 1