Snowman_pro (snowman_pro) wrote,
Snowman_pro
snowman_pro

Categories:
  • Music:

Вертолетная прогулка

Над Хибинами



Пригласили тут еще в начале марта на пробный полет над Хибинами на вертолете. На большом, который Ми-8, приходилось летать и не раз, а на маленьком - нет. Ну и вообще было интересно: есть такая задумка у мурманских авиаторов - на выходных забрасывать фрирайдеров на вершины окрестных гор и заодно (при наличии желающих) просто катать народ над горами с обзорной экскурсией. Так что в один прекрасный яркий солнечный день все заинтересованные лица собрались на заранее оборудованной площадке у южного отрога горы Кукисвумчорр.
Сначала в первый полёт отправились те, кто хочет организовывать фрирайдные туры, и представители туристических компаний города. Мне спешить было некуда, я сел во "второй вагон". И это было правильно, так как по возвращении первого рейса мне подсказали, где лучше обосноваться внутри машины. Как раз представитель туристического центра "Хибины для Вас", который предложил мне полетать над Хибинами и сделать подборку фотографий, и рассказал, где лучше сидеть.
Еще до взлета осмотрел окна вертолета (они были чистые и не царапаные), попробовал сделать пару кадров сквозь них - вроде все устроило.


Устроились, насколько это было возможно в маленькой кабинке, получили строгие инструкции о том, как себя вести. Полетели.


Пилот очень лихо заложил вираж над поселком, я успел только пару кадров сделать. Да и пообвыкнуться нужно было немного. Несмотря на небольшие размеры кабинки, в задней части было чуть посвободнее (да и одно место пустовало), так что было куда положить рюкзак с аппаратурой. Уже зная по опыту, что менять объективы в полетах - дело неблагодарное, сразу взял два фотоаппарата с собой. Тем не менее, все равно пару раз перекручивал прихваченные с собой "стекла" с другими фокусными расстояниями.


Сидел спиной по ходу движения, но это совсем не мешало. Успевал и в ближнее окно поснимать, и в окно на другой стороне борта.
Средний ряд сидений был занят туристами, но там обзора было намного меньше. Да и на место рядом с пилотом хорошо, что не сел - там вообще негде было бы разложиться. В отличие от большого вертолета, где пару раз летал специально для фотосессий с открытой дверью (разумеется, пристегнутый страховкой), и можно было открыть иллюминатор и снимать без помех и искажений, тут окна не открывались от слова "совсем". И как только мы поднялись повыше, все окна стали быстро запотевать. Как я писал, меня предупредили об этом и я сел у двери, где этот процесс был не таким быстрым. К тому же я предусмотрительно взял с собой микрофибровое полотенце. Тем не менее, за время, пока в очередной раз избавлялся от высыпающего на стекле конденсата, вертолет пролетал довольно приличное расстояние.
Пилоты потом рассказывали, что никакие средства против запотевания не помогали, как они не пытались. Вентиляции тоже нет. Это досадно, так как действительно много времени тратилось на это занятие. Это учитывая, что у меня нормальная материя была, а не как у туристов - носовые платки и рукава курток.


В горы летели моей стороной борта к солнцу. Хоть стекла были чистые и практически без царапин, но в контровом свете при съемке давали паразитную засветку, тут уж ничего не поделаешь. Ну и, разумеется, на обратной стороне стекла отражалось все, что находилось внутри кабины, особенно, когда туда попадало солнце. Избежать попадания в кадр посторонних предметов, вернее, их отражения, можно было лишь уткнувшись объективом в самое стекло кабины. В ряде случаев это помогало.


А иногда - нет. Вот пример испорченного кадра. Оставить можно только, как память о приключении.


Перевал Географов перед нами. Ох, как мы туда однажды зарулили на нашем крыле!


Раз уж разговор зашел, сразу скажу о впечатлениях. Про фрирайд смысла говорить нет - тут всё ясно: загрузились, прилетели на горку, высадились, съехали, забрались обратно и так по кругу. Тут всё нормально. Для обзорных экскурсий... Ну я не знаю... Как человек, попробовавший очень много способов подняться в воздух (да еще и с фотокамерой), скажу, что лучше нашего "пепелаца" ничего нет. Да, у вертолета и самолетиков скорость выше, больше возможностей летать в не очень хорошую по ветру погоду, но всё убивается отсутствием нормальных условий для съемки, привязанностью к определенному маршруту и высокой скоростью, которую (с другой стороны) тоже можно записать в большой минус. Понятно, что для людей, которые, кроме как на самолете в воздух не поднимались, это хорошая возможность посмотреть на здешние места с высоты. Жаль только, что время полета на мой взгляд слишком короткое.


Да, вроде на земле обсуждали кое-какие нюансы полета, но в воздухе с пилотами связи нет никакой. Так что ты только пассивный пассажир, ни на что не влияющий. Может, оно так и надо, конечно. Но мы, к примеру, очень живо всегда в воздухе обсуждаем и маршрут, и красоты, проплывающие мимо.


В общем, осталось просто фотографировать все, что попадалось по пути.


Местные наверняка узнают это очень популярное место в наших горах.


Плато Кукисвумчорр. Что-то я совсем его забросил, уже года три сюда не показывался. А как теперь все будет?


Фото в противоположное окно (не успели толком стекло протереть). Ну так пусть будет, для общего развития.


Долина реки Кунийок


Не долетев немного до пика Марченко, повернули в сторону юга, то есть легли на обратный курс.


Кар Академического озера. Эх, все-таки нужно сюда сходить. Заодно и в Ведьмино ущелье заглянуть.


Вид на восточную часть Хибин.


Долина реки Тульйок.


...


Через восточную оконечность Хибин и озеро Умбозеро видны Ловозерские тундры. Может, удастся снова туда слетать.


Прошли краем перевал Юкспоррлак и развернулись в сторону города.


Расвумчоррский рудник с высоты вертолетного полета.


Пилот в очередной раз лихо перескочил через гору (на этот раз через Юкспорр) и через западную часть Лопарской долины выбрался к начальной точке маршрута. Все-таки не очень удобно снимать через иллюминатор, если его открыть нельзя. Возможность съемки получается практически только в горизонте - вверху постоянно винт в кадр попадает, а низа просто не видно. Но поглазеть в иллюминатор, думаю, туристам будет интересно. Об остальных особенностях уже написал выше.


На посадку! Вот такой молниеносный полет получился :))


Выражаю благодарность туристическому центру "Хибины для Вас" за приглашение и интересный опыт.

Tags: helicopter, khibiny, mountains. flight, sping, вертолёт, весна, горы, полёт, хибины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments